Рекламные плакаты 20-30-х годов

онлайн-генератор брендов

Была ли в Советском Союзе реклама? Конечно, была! Причем по многим параметрам она могла бы составить конкуренцию даже современной! Рекламные плакаты 20-30-х годов - это не листовки одного дня, которые сегодня раздают у метро, а высокохудожественные шедевры!

На старые советские рекламные плакаты сегодня, спустя почти сто лет, смотришь с умилением и улыбкой. Их хочется рассматривать в деталях, как произведения искусства. Некоторые могли бы стать полноценными экспонатами тематической выставки. Эти плакаты не только продавали товары, но в каком-то смысле еще и воспитывали аудиторию. Дети в советской рекламе здоровые и розовощекие, и едят они далеко не чипсы, а вкусное мороженное (естественно, приготовленное по ГОСТУ) или консервированные плоды и ягоды. Взрослые читают книги. Зубы у всех от зубного порошка белые и крепкие.

Креатива, несмотря на шершавый стиль изложения, и даже здорового стеба советской рекламе тоже хватало! И все это на фоне лаконичности - на плакатах несколько слов! Как вам, например, такой рекламный посыл от Главрыбсбыта: «Заставляй себя есть черную икру!».

Вообще, рекламу тех лет мало цитировать - ее надо демонстрировать визуально. Разве передашь в полной мере словами образ белозубого негра, который рекламирует советскую зубную пасту «Хлородонт»?

Естественно, что все это рождалось не само по себе. Рекламой в Союзе занимались не случайные маркетологи-самоучки, а профессионалы. И хотя «главная Википедия» СССР - Большая Советская энциклопедия - откровенно клеймила «двигатель прогресса», называя рекламу средством для одурачивания покупателей, производство ее было выведено на уровень государственный. Конечно, государство могло себе позволить привлечь к тонкому и тогда еще мало изученному искусству продвижения людей талантливых и креативных.

Главные маркетологи СССР

«Продюсером» и «главным маркетологом» СССР был партийный деятель Анастас Микоян. Способность рекламы быть двигателем чего угодно он рассмотрел уже тогда. К производству рекламных плакатов Анастас Микоян привлек не кого-нибудь, а самого Владимира Маяковского:

  • «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон!».
  • «Самый деловой, аккуратный самый! В ГУМе обзаведись мозеровскими часами!».

Узнаете стиль? В компании с Александром Родченко, который отвечал за графику, они выдавали на-гора такие смелые шедевры, что взять у них мастер-класс могли бы даже сегодняшние рекламщики. Чего только стоит реклама детских сосок: «Лучших сосок не было и нет! Готов сосать до старых лет! Продаются везде». Так Резинотрест продвигал свои товары.

Совместного рекламного творчества было много - в паре Маяковский и Родченко выдали около 300 плакатов. Их работы оценили не только в Союзе, но и за границей. По итогам Международной художественно-промышленной выставки в Париже работы Маяковского и Родченко получили серебряную награду.

Кстати, идеи некоторых рекламных плакатов этого творческого тандема, слегка трансформируя и адаптируя под сегодняшний день, используют и наши современники. Например, реклама советской Сберкассы «Кто куда, а я в Сберкассу!», которую придумал Маяковский, вам ничего из современного не напоминает?

Под контролем государства

В целом реклама была достаточно проста. Рекламировали на плакатах в основном товары народного потребления под брендом Министерства торговли СССР, Министерства рыбной и пищевой промышленности, Моссельпром «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» и ГУМ: «Приезжий с дач, из городов и сел, нечего в поисках трепать подошвы! Сразу в ГУМе все найдешь аккуратно, быстро и дешево!».

Слоганы разнообразием не отличались и представляли собой в основном призывы что-то покупать, требовать, пить, читать и т.д. Но даже сегодня эти плакаты выглядят привлекательно.

Кроме глобальной рекламы монополизированных государством торговых марок, была в СССР и реклама частная - в газетах можно было дать объявление, причем оформить его можно было в киоске по продаже периодики или на телеграфе. А вот рекламных агентств не было. Государство монополизировало все, создав рекламные конторы, которые отвечали за различные виды товаров. Масштаб деятельности был серьезный. «Мосторгреклама», например, располагала своими рекламоносителями в 1000 трамвайных вагонах, на 30 000 столбах, в 6 театрах и 40 гостиницах!

Как и сегодня, в 20-30-е годы реклама тоже была хорошим источником прибыли - более половины доходов газеты «Известия» составляли как раз поступления за оплату рекламных объявлений.

С помощью «двигателя торговли» Наркомат старался всеми способами увеличить товарооборот. Позже, уже в 50-60х, когда страна наконец-то подняла голову после военных сороковых, развитие рекламы вышло на новый уровень. Появились государственные рекламные монополисты, типа «Внешторгрекламы», «Союзторгрекламы», «Главкоопторгреклама». При Минторге СССР был даже создан Межведомственный совет по рекламе. Рекламировать свою продукцию в Союзе на этом этапе могли уже и зарубежные компании.

Реклама на ТВ

Телевизионная реклама в Союзе появилась гораздо позже печатной. Первый ролик на ТВ вышел только в 1964 году. Рекламировал он кукурузу. Позже, в конце 70-х, на ТВ начала выходить рекламная передача «Больше хороших товаров».

В конце 80-х, в годы перестройки, вместе со страной перестроилась и реклама - она стала больше похожей на западную. Товары также рекламировались западные: пепси, бульонные кубики, жевательные резинки. «Ваша киска купила бы "Вискас"». «"ГалинаБланка". Буль-буль, буль-буль!». А чего стоят рекламные ролики "МММ" с Леней Голубковым в главной роли?! Это же практически полноценный короткометражный сериал, а не реклама! Стоило доверять или нет такому сериалу - это конечно уже отдельная тема для разговора. Для советского общества такой формат был новым и непривычным. Но интересным, как и все, что переживала Россия в тот период.

Реклама в современной России

Начало XXI века принесло перемены и на рекламный рынок России. Трансформировались и формы, и жанры, и каналы распространения. Если в советское время лидером по объемам рекламы были печатные средства массовой информации, то сегодня первенство - за телевидением и Интернетом.

Современная реклама использует и традиционные площадки, и новые механизмы продвижения. Стремительное развитие информационных технологий, появление социальных медиа дает маркетологам возможность отслеживать потребительские настроения, предпочтения и пожелания на каждом шагу. Забил однажды в поисковик «снять отель в Москве» - система запомнит твой запрос и будет периодически подсовывать тебе подходящие рекламные ссылки. Потребитель сегодня вовлечен в рекламный процесс в социальных сетях, мобильных приложениях, играх… Не говоря уже о прямой рекламе по ТВ и наружной - в виде биг-бордов и сити-лайтов на улицах.

В прошлом году Native Advertising Institute опубликовал подробный отчет, в котором собрал мнения топ-менеджеров самых крупных рекламных агентств России и обозначил основные рекламные тренды. Согласно прогнозам, продолжит набирать обороты контекстная, видео-реклама и мобильные форматы. Совершенно новый подход - персонализация. Его эффект вы уже, наверняка, успели ощутить на себе. Бывало такое, что вы едва подумали о чем-то, а глобальная сеть вам это уже предлагает?

Текстовая реклама в чистом виде постепенно уйдет - не любит народ читать. А вот видео, наоборот, будет набирать популярность. Но чтобы не потеряться в информационном поле, современным брендам придется изощряться.

Просто заявить о том, что твой товар - лучший, сегодня мало эффективно. Рекламодатели будут вынуждены производить качественный рекламный контент, инвестируя миллионы рублей в рекламные бюджеты. Классических инструментов маркетинга уже недостаточно, бренды будут вынуждены искать новые формы общения с потенциальными потребителями своих товаров.